Арабо-израильский конфликт и Франция: внешняя политика и общественное мнение в период президентства
Кузнецов Д.В. Арабо-израильский конфликт и Франция: внешняя политика и общественное мнение в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 257 c.
Краткая аннотация.
В монографии на основе широкого круга источников и литературы рассматривается отношение французской общественности к такой актуальной проблеме международного характера, как арабо-израильский конфликт. В этом контексте анализируется влияние французского общественного мнения на формирование и осуществление политики Франции на Ближнем Востоке. На примере отношения различных групп французского общества к арабо-израильскому конфликту в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) всесторонне, на комплексной основе исследован механизм, в рамках которого во Франции общественное мнение, вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, выступало в качестве одного из факторов внешней политики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Ф. МИТТЕРАНА (1981-1995 гг.)
1.1. Ближневосточная политика Франции: основные направления
1.2. Участие Франции в урегулировании арабо-израильского конфликта
ГЛАВА 2. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРАНЦИИ
2.1. Роль Французской социалистической партии (ФСП) в разработке и осуществлении официального курса Франции на Ближнем Востоке
2.2. Представители правой оппозиции и их взгляды на политику Франции на Ближнем Востоке
2.3. Отношение к арабо-израильскому конфликту оппозиционных левых сил
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ФРАНЦИИ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОМУ КОНФЛИКТУ
3.1. Взгляды жителей Франции на проблемы Ближнего Востока и их эволюция
3.2. Арабская и еврейская общины Франции и их влияние на формирование курса руководства страны по отношению к конфликту на Ближнем Востоке
3.3. Воздействие французских СМИ на процессы формирования и функционирования общественного мнения в отношении арабо-израильского конфликта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Все более и более усложняющиеся в последнее время
политические процессы в странах Запада свидетельствуют о том, что в условиях
бурного развития постиндустриального общества усиливается роль информации,
объем которой резко возрос. Вследствие этого в политике появляются все новые и
новые субъекты, среди которых такой феномен, как «общественное мнение» –
неотъемлемый атрибут современной жизни стран Запада.
Общественное мнение, учитывая его многофункциональную роль, с гораздо большей заинтересованностью, чем прежде, стремится принимать участие в решении широкого круга государственных дел. Охватывая практически все сферы жизни общества, общественное мнение превращается в силу, которая может оказать влияние на политику, что привлекает пристальное внимание ученых, и, кроме того, предполагает его дальнейшее изучение, раскрытие новых, еще не изученных аспектов.
Повышенный интерес представляет общественное мнение в отношении внешнеполитических проблем. И он не случаен. Факты свидетельствуют о том, что общественность стран Запада активно реагирует на события, происходящие в мире, а ее мнение постепенно превращается в фактор внешней политики, потенциальные возможности которого очень велики. Вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса, общественное мнение отражает отношение различных групп общества к внешней политике в целом. Кроме того, при наличии ряда обстоятельств общественное мнение, вторгаясь в область внешней политики, может оказывать воздействие на принятие решений в этой сфере, превращаясь в итоге в механизм, действие которого накладывает заметный отпечаток на развитие существующей в настоящий момент системы международных отношений.
В этом смысле весьма показателен пример Франции: ее общественность всегда проявляла повышенную в сравнении с другими странами Запада активность, реагируя не только на происходящее внутри своей страны, но также и на проблемы внешнеполитического свойства, в том числе на такую актуальную проблему международного характера, как до сих пор не прекращающийся арабо-израильский конфликт.
Оставаясь в качестве одного из источников постоянной напряженности в международных отношениях, а также затрагивая их субрегиональный, региональный и глобальный уровни, конфликт на Ближнем Востоке и его урегулирование неизменно, начиная уже с 1948 г., находятся в центре внимания мирового сообщества, которое предпринимает всяческие усилия, с тем чтобы арабо-израильский конфликт был наконец-то разрешен.
Существенно и то, что в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) внешнеполитический курс Франции на Ближнем Востоке в целом и в арабо-израильском конфликте в частности превратился в одно из основополагающих направлений внешней политики Пятой республики. С другой стороны, именно тогда в развитии арабо-израильского конфликта произошли события, которые вызвали большой общественно-политический резонанс в мире, в том числе во Франции, где к тому же на 1980-е годы пришелся своеобразный «бум» в области изучения общественного мнения.
В итоге ближневосточная политика приобрела для Франции (учитывая то, что в 1980-е годы Франция претендовала на роль лидера в процессе ближневосточного урегулирования) свою исключительную актуальность, но не только в рамках внешнеполитического курса Пятой республики. Помимо прочего, она превратилась в один из факторов, который оказывал существенное воздействие и на внутриполитические процессы в стране.
Тогда же, т.е. в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.), во Франции существовал целый ряд факторов внутриполитического свойства, которые, действуя в комплексе, в той или иной степени оказывали влияние на формирование и осуществление ее внешнеполитического курса, в том числе на политику Франции на Ближнем Востоке и в арабо-израильском конфликте.
Среди подобного рода факторов – общественное мнение[1], в качестве субъекта (носителя) которого выступала французская общественность – передовая часть общества, выражающая его мнение.
Изучение такой проблемы, как отношение общественности Франции к арабо-израильскому конфликту, важно прежде всего потому, что на примере отношения различных групп французского общества к арабо-израильскому конфликту в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.) можно всесторонне, на комплексной основе исследовать механизм, в рамках которого во Франции общественное мнение, вступая во взаимодействие с традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса и прежде всего с руководством страны, выступало в качестве одного из факторов внешней политики.
При этом под «традиционными компонентами-участниками внешнеполитического процесса» подразумеваются субъекты, действующие в рамках существующей системы международных отношений, которые уже долгое время являются одними из самых активных их участников. Иначе в современной теории международных отношений их еще иногда называют «акторами» (действующими лицами). Это, прежде всего, государства, которые на официальном уровне представляет их руководство. Кроме того, это различные международные организации (например, Организация Объединенных Наций и др.). Общественное мнение, на наш взгляд, можно также расценивать в качестве одного из компонентов-участников внешнеполитического процесса, однако относить его к числу традиционных было бы неправильно. Это связано с тем, что общественное мнение, сравнительно с теми же государствами, только лишь недавно стало на активной основе действовать на международной арене.
Благодаря этому появилась возможность тщательным образом изучить, с одной стороны, процессы формирования и функционирования общественного мнения в отношении внешнеполитических проблем, а с другой – каналы, через которые общественность Франции оказывала влияние на внешнюю политику.
Это позволило более емко представить внешнеполитический процесс, а также, учитывая типичность процессов формирования и функционирования общественного мнения вообще, определить наиболее общие тенденции в сфере массового сознания в самой Франции и в других странах Запада.
Немаловажным обстоятельством является и то, что состояние в отечественной и зарубежной историографии такой проблемы, как французское общественное мнение в отношении арабо-израильского конфликта в период президентства Ф. Миттерана (1981-1995 гг.), таково, что до настоящего времени многочисленные ее аспекты, в отличие от общих проблем ближневосточной политики миттерановской Франции, изучены недостаточно. Какое-либо исследование, в котором бы специально освещалась эта проблема, отсутствует, что, в свою очередь, и стало причиной обращения к ней.
[1] Понятие «общественное мнение» трактуется как способ массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Сейчас эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной (См., напр., Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2004. С.312-313). Однако мы не ограничивались тем, что рассматривали общественное мнение исключительно сквозь призму проводимых среди населения социологических опросов, а стремились выйти за узкие, по нашему мнению, рамки и тем самым исследовать этот феномен в максимально возможном контексте. Представляется, что во Франции (как, впрочем, и в других странах Запада) общественное мнение получало свое выражение в разнообразных формах, а как его субъект (носитель) французская общественность, из представителей которой во Франции состояли политические партии и гражданское общество, использовала для этого различные каналы.